До конца 2013 года в Ленинградской области построят три автовокзальных комплекса — в Луге, Киришах и Кингисеппе. Новым в будущих автовокзалах обещает быть всё — от логистики до "единого окна" предоставления государственных услуг.
Чиновники утверждают, что это новый шаг в развитии 
областных городов и автобусной инфраструктуры. Скептики – что обыкновенный 
разовый проект, направленный на извлечение прибыли.
Пока рано рассчитывать, 
что автобусное сообщение в России ждут качественные изменения. Однако различные 
источники пусть неуверенно, но сообщают — переменам быть, и вопросом занимаются 
даже на федеральном уровне.
Концепцией обновления лица любого города — 
автовокзалами — в стране не интересовались лет двадцать. Практически все 
автобусные станции сегодня — рудименты давно ушедшей эпохи. Помимо собственно 
зданий вокзалов, ещё одна болевая точка — автобусная логистика. В каждом регионе 
существуют десятки разобщённых центров, которые почти никак друг с другом не 
связаны, не говоря уже о межобластном уровне. Единой сети, как в авиаперевозках 
и железнодорожном транспорте, в автобусном сообщении как будто и не было.
Между тем, в советское 
время существовала единая система автобусных сообщений, и даже в глухом посёлке 
можно было составить план маршрута до нужной точки, а логистикой занимался 
отдельный НИИ. Такая же система успешно функционирует сегодня в Европе, Америке 
и Азии. Пассажирможет прокладывать любой маршрут, бронировать билеты, 
планировать своё время.
Как стало известно 47News, в Москве уже разработана 
госпрограмма по синхронизации автобусного движения в стране и созданию удобныхавтовокзалов. Главная причина, по которой процесс сдвинулся с мёртвой точки - 
предстоящая Олимпиада-2014 в Сочи и последующий за ней Чемпионат мира по 
футболу-2018. Как ожидается, через два года в движение придёт вся Россия.
Другая причина интереса 
к развитию автобусного транспорта — сокращение "нерентабельных" электричек на 
ряде направлений и, соответственно, необходимость более чёткой отладки 
автобусного сообщения. А ко всем ключевым транспортным точкам и требования 
безопасности применяются новые: они должны быть оснащены видеокамерами, 
огорожены защитными сетками, оборудованы шлагбаумами.
Ленобласть — Сочи
Как сообщили 47News в 
комитете по транспорту Ленинградской области, планируется, что на всех 
автовокзалах скоро будут установлены терминалы, через которые можно будет 
получить самую полную информацию о выбранном маршруте (например, как удобно 
добраться из районного центра Ленобласти в Сочи), а также приобрести билет. 
Будет "подогнано" расписание в соответствие с приведением всех рейсов в единую 
систему. Автовокзалы также ждут изменения: здесь должны быть созданы все условия 
для комфортного проведения времени пассажирами.
Ещё одним ноу-хау станет включение в вокзальные здания 
так называемых многофункциональных центров (МФЦ), где будут 
собраны представительства органов власти — начиная от социальной защиты и 
заканчивая поддержкой предпринимательства. Особым преимуществом такого центра 
станет работа в "одно окно", когда человеку не придётся бегать по инстанциям, а 
можно будет оформить всё разом у одного оператора. Планируется, что это 
значительно облегчит быт жителям райцентров и окрестных посёлков, которые смогут 
оформить любые документы не отходя, что называется, от кассы.
По поручению губернатора 
Дрозденко до конца 2013 года в Ленобласти должно быть создано минимум восемь 
таких МФЦ. Однако вовсе не обязательно, что они будут располагаться под одной 
крышей с автовокзалами — МФЦ могут открываться где угодно, лишь бы в центре 
города. О единой площадке с автовокзалами пока можно говорить лишь в упомянутых 
Луге, Киришах и Кингисеппе.
Вокзал на все 
руки
Где же 
будут располагаться эти чудеса отечественной инфраструктуры и когда пассажиры 
смогут воспользоваться их сказочными удобствами? Как выяснил 47News, процесс 
идёт ни шатко ни валко. В Ленобласти достигнута договорённость только по трём 
вокзалам. И то — появление их связано, скорее, с инициативой частного инвестора 
— ОАО "МРТК", который предложил интересные проекты.
"На сегодняшний день 
нами достигнуты соглашения о возведении вокзалов в Киришах, Кингисеппе и Луге, - 
рассказал 47News гендиректор компании Дмитрий Соколов. - Старые вокзалы пойдутпод снос, их место на время займут модули. Запустить новые объекты мы планируем 
к концу 2013 года".
По словам руководителя компании, вокзалы будут 
возводиться по типовому принципу. Первый этаж — пересадочный узел с торговыми 
точками. Второй — рекреационная зона, кинотеатры, рестораны, спортклубы, 
парикмахерские, мотели. Третий — многофункциональный комплекс. В Киришах уже 
выкуплен земельный участок у администрации под строительство. В Луге автовокзал 
выкуплен с торгов за долги, идёт согласование земельного вопроса. В Кингисеппе 
также ведётся работа по согласованию. Площадь объекта в Киришах составит около 
12 тыс. кв. метров, стоимость — 360-400 млн. рублей (из расчёта 30-35 тыс. 
рублей за квадратный метр). В Кингисеппе площадь вокзального комплекса будет до 
10 тыс. кв. метров, в Луге — около 7 тыс. кв. метров.
Тройка счастливчиков
В комитете по транспорту 
Ленинградской области сообщают и о других новых автовокзалах, которые должны 
появиться в регионе (возможно, даже о десяти). Единственный на сегодня инвестор, 
в свою очередь, сообщил 47News, что ему удалось заключить соглашения только с 
администрациями трёх городов: в остальных просто нет необходимых участков для 
возведения комплексов.
Прежние (то есть, существующие) вокзалы почти сплошь 
убыточны. Новые обещают приносить именно прибыль. Инициатива со стороны частного 
бизнеса существует. Региональная и местная власть, к сожалению, не проявляет 
ответного интереса. Между тем, речь идёт далеко не о будничной бизнес-программе. 
И поэтому спрос с местной власти здесь особенно жёсткий: что мешает ей 
форсировать процесс и привлекать инвесторов?
Сергей Прудников,
47News
